Ландшафтная архитектура. Дизайн № 4 (27) — 2009

ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА: РЕАЛЬНЫЙ ГОРОД

 

РЕАЛЬНЫЙ ГОРОДА. Кузьмин – «Жизнь в режиме реального города»

О результатах обсуждения Генплана можно говорить очень долго, и многое уже сказано. Мы будем продолжать эту работу – хлопотную, отнимающую массу времени, но чрезвычайно важную и с точки зрения градостроительства, и в смысле построения гражданского общества. Главный итог прошедших обсуждений Генплана: жители и градостроители если и не заговорили на одном языке, то хотя бы пользуются общими понятиями. Москвичи теперь точно знают, что город живет в двух зонах: стабилизации и развития. Соответственно, каждый уже может более или менее точно представить себе, как будет формироваться его район, насколько кардинальными окажутся перемены вокруг его жилища.

С другой стороны, становится более прозрачной инвестиционная политика. Изначально инвестор понимает, где он нужен более всего, где его деятельность принесет наибольший экономический эффект. Это очень важно для формирования четко спланированной перспективной градостроительной деятельности.

В. Гринёв – «Новый порядок допуска к работам в ландшафтной индустрии»

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В настоящее время вопрос саморегулирования в ландшафтной индустрии и, в частности, в области архитектурно-строительного проектирования и строительства занимает одно из основных мест в общей структуре градостроительных правоотношений.

Это связано с тем, что с 01.01.2010 года допуск к видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации и по строительству, которые оказывают влияние на безопасность, будет осуществляться не на основе лицензий, как это было прежде, а на основе соответствующих свидетельств, выдаваемых саморегулируемыми организациями (СРО).

С. Рустамбеков – «О саморегулировании»

Года два тому назад я принимал участие в дискуссии о создании в России СРО (саморегулируемых организаций), как альтернативы существовавшей системе лицензирования в области проектирования и строительства. Это была телевизионная дискуссия, которая транслировалась по телеканалу «МИР». Уже тогда меня не покидало стойкое ощущение, что на моих глазах идет процесс «продавливания» интересов крупных строительных компаний, стремящихся убрать со своего пути любые барьеры и ограничения. Сегодня СРО в России стали реальностью, но многие московские архитекторы, с которыми я беседовал, высказывали свое недоумение по поводу этого нововведения, где вопросов больше чем ответов. Я лично считаю, что в такой сложной сфере деятельности, как проектирование для строительства, и особенно для строительства, связанного с большими материальными затратами и соответственно с большой ответственностью, лицензирование должно оставаться прерогативой государства.

И. Воскресенский – «Старайся сделать хорошо…»

Теперь, когда чисто организационный процесс по созданию СРО плавно переходит в стадию лоббирования интересов крупных игроков на строительном и проектном рынке, совершенно ясно, что за красивыми словами об ответственности за качество скрывается попытка монополизировать этот самый рынок. И самое печальное, что все понимают: это удар, прежде всего, по малым предприятиям, на плечи которых сажают еще один вид проверяющих, которых надо содержать. Ничего похожего в мировой архитектурной практике нет. В некоторых странах закон признает индивидуальные лицензии, выдаваемые творческими союзами. В других – подобные лицензии выдают профессиональные организации, способные объективно оценить работу каждого специалиста и официально зарегистрированные как отраслевые союзы. У нас тоже постарались «сделать хорошо», однако на деле весь процесс по саморегулированию свелся к аттестации организаций, которые в законном порядке наделены полномочиями выдавать допуски на определенные виды работ.

С. Амурская – «Права и обязанности французского архитектора»

Сегодня во Франции активно востребованы архитекторы самых различных специализаций. Разработчики концепций и специалисты по презентации проекта (создание чертежей и других форм демонстрации); проектировщики интерьеров и технического оснащения пространства; специалисты по разработке проектов сохранения и восстановления объектов исторического наследия, проектов благоустройства территорий, охраны окружающей среды, ландшафтной архитектуры, регионального развития, городского планирования и многие-многие другие. Кроме того, дипломированные специалисты в области архитектуры привлекаются к управлению строительными работами, участвуют в процессе обучения и разнообразных исследованиях, планировании и консультациях для частных лиц и государственных структур различных уровней. Приблизительно половиной университетов Франции, в сотрудничестве с национальными высшими школами архитектуры, предлагаются программы обучения для подготовки специалистов с углубленными знаниями в определенной области архитектурной деятельности.

В. Перфильев, К. Хрупин – «Памятная стела Владикавказа»

С давних времен Владикавказ выполняет высокое историческое предназначение, являясь форпостом Российской державы на ее южных рубежах. В самый тяжелый период Великой Отечественной войны город-воин, город-труженик, подтвердил свою самоотверженность и готовность сражаться до победного конца.

В начале ноября 1942 года немецкие войска вплотную подошли к столице Северной Осетии. Враг был у самых стен города, но его защитникам надо было выстоять любой ценой. Ведь захват Владикавказа практически означал осуществление противником плана овладения Кавказом под кодовым названием «Эдельвейс». И город выстоял, фактически став щитом для Закавказья. Тысячи владикавказцев добровольно ушли на фронт. В рекордные сроки вся промышленность перестроилась на военное производство. Об этих событиях напоминают рельефы, расположенные в угловых тумбах памятной стелы в городе-герое Владикавказе.

С. Романова – «…И целого мира мало»

История не любит сослагательного наклонения, и потому нет смысла гадать, что было бы, если бы три года назад Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по градостроительству и архитектуре города не выступили с инициативой провести в северной столице международную конференцию по актуальным проблемам ландшафтной архитектуры. Теперь можно только констатировать, что это был тот редкий случай, когда совпали все факторы, способствующие успеху задуманного. Инициатива специалистов, объединенных фундаментальными знаниями в области ландшафтной архитектуры, выбор в качестве места проведения уникального города с богатейшей историко-культурной основой и, наконец, мощная поддержка власти. И вот уже третий год подряд ландшафтные архитекторы, представляющие десятки стран мира, встречают начало лета в городе на Неве. В этом году главным сюрпризом для всех приехавших на конференцию «Исторические ландшафты и современность» стало место проведения пленарных и секционных заседаний. На целых три дня великолепный Михайловский (Инженерный) замок стал открытой трибуной международного ландшафтного сообщества.

С. Романова – «Помнить, нельзя забыть»

Тему XII Дизайн-Форума в Сочи его организаторы и участники сформулировали еще год назад, завершая работу предыдущего: «Память в городе». Ее актуальность определила эмоциональный накал и профессиональную заинтересованность, звучавшие практически в каждом выступлении. Было бы совершенно неблагодарным делом перечислять всех выступавших или пересказывать содержание докладов. Для этого есть прекрасно изданный каталог Дизайн-Форума, в котором традиционно публикуются все материалы ежегодной встречи. И, тем не менее, хотелось бы передать читателям общий тон выступлений делегатов форума. При всей индивидуальности и оригинальности удивила схожая, не архитектурная, а медицинская (!) терминология, буквально кочующая из доклада в доклад: «амнезия», «архитектурное протезирование», «лечение памятью». Архитекторы и дизайнеры объясняли это просто: процесс пренебрежения историческими и архитектурными памятниками перешел в стадию опасной болезни, которую надо лечить.

Н. Лазарева, Е. Русанова – «Образность художественного ряда в отечественных традициях архитектурно-ландшафтного проектирования»

Администрация подмосковного города Троицка предложила Московскому архитектурному институту разработать проекты парка Победы «Троицкое» и сквера искусств на Сиреневом бульваре. Задание было включено в программу учебного проектирования пятого курса. Учитывая специфику архитектурного образования на кафедре «Ландшафтная архитектура» МАрхИ, комплексный подход к проектированию предполагал использование знаний и навыков студентов, приобретенных ими в программных курсах «Архитектурное проектирование», «Архитектурная дендрология», «Теория и практика ландшафтного проектирования» и «Композиция подмосковной усадьбы». Учебное задание потребовало серьезной проработки и учета в проектировании схем градостроительного анализа территорий, эколого-дендрологических исследований с целью выявления рекреационного потенциала территорий. Студентам предстояло сделать эскизные варианты генеральных планов, разработать объемно-пространственные решения парковых территорий, а также составить дендрологические планы с ассортиментными ведомостями.

М.Ткаченко, М. Теодоронская – «Черкизовский парк – из прошлого в настоящее»

На основании изучения архивных и исторических данных было установлено, что основная часть рассматриваемой территории исторически принадлежала Архиерейскому (Митрополичьему) подворью – Чудову монастырю. Подворье располагалось в центральной части древнего села Черкизово. По преданию, еще в XIV веке в монастырском подворье стоял двор Святителя Алексия. Исторической доминантой села Черкизово является сохранившаяся до настоящего времени церковь Ильи Пророка, возвышающаяся на Штатной горке. Монастырское подворье с селом и храмом были расположены среди лесов, пашен и окружающих пруд лугов. Сам храм неоднократно обновлялся, свой нынешний облик приобрел после капитальной перестройки в конце XIX века. Здесь же находился Архиерейский пруд, возникший путем устройства запруд. Документально известный с XVI века, пруд и в настоящее время является планировочным акцентом данной местности, имеет продолговатую форму, расположен в меридиональном направлении.

А. Хомяков – «Пирс Кладов: размышления у воды»

Речь пойдет о Германии, здесь особое отношение к осмысленному оформлению городской береговой линии всегда было наиболее заметно и отмечено точным и профессиональным воплощением. И в данном случае весьма показательным примером может служить берлинский опыт.

Обходные озерные аллеи в парке Тиргартен, набережные реки Шпрее и Ландверкканналла – эти известные ландшафтные объекты наглядно иллюстрируют мастерство в создании понятных и выразительных решений береговых прогулочных зон. Уютные видовые площадки для отдыха, чередования различных видов мощения, изящные чугунные ограждения, скульптурные малые формы, настраивающие на размышление и покой – обязательные атрибуты берлинского прочтения темы «границы воды и земли». Показательно, что именно в Германии ежегодно проводится большое количество конкурсов на проектные решения набережных и существует много других, связанных с водой тематических программ.

С. Цаллагов, А. Цаллагов – «Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова»

В начале XX века в парке устраивались карнавалы и праздники с пиротехническими эффектами. Верхняя часть парка называлась «Городским садом». В эти годы парк достиг своего максимального развития — имелись два больших и несколько миниатюрных прудов с большим количеством рыбы и водоплавающей птицы. Через пруды протекала речная вода, поэтому в них также разводились раки. Там, где сейчас стоит здание выставочного центра «Иртэкс», в конце XIX – начале XX века размещалось живописное, в духе мавританской архитектуры здание летнего театра. Аллеи парка были покрыты морским песком. Сочетание благоустроенного парка с тихими прудами, соседство с быстрым Тереком, изумительный вид на снежные горы производили незабываемое впечатление на путешественников, и нет ничего удивительного, что слава о владикавказском «Треке» гремела на всю Россию. Сегодня необходима реставрация замечательного памятника ландшафтной архитектуры.

«Однажды, десять лет назад…»

Десять лет назад Дом на Брестской собрал под своей крышей ландшафтных архитекторов, увидевших окружающий мир особым образом, который с тех пор называется «Взгляд из дома». Десять лет – много это или мало? Наверное, тем, кто начинал этот конкурс уже в прошлом (!) веке, цифра «десять» казалась далеким будущим. Сегодня мы говорим о первом десятилетии всероссийского профессионального конкурса ландшафтных проектов как о возрасте становления, безусловно, надеясь на его дальнейшее развитие, укрепление статуса и увеличение числа участников. Особой благодарности и уважения заслуживают наши коллеги и друзья из Информационного центра Москомархитектуры и любимого всеми Дома на Брестской. На протяжении всего времени они выступают бессменными организаторами, идейными вдохновителями и исполнителями всех технических и творческих нюансов конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» – от размещения экспозиций и организации работы жюри до сценария финала и печати выставочного каталога.

«Миллионы лепестков»

Так называлась персональная выставка главного ландшафтного архитектора Московского Государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) «Коломенское – Измайлово – Лефортово – Люблино» Лидии Леонтьевой. Она состоялась осенью 2009 года в помещении восстановленного в музее-усадьбе Коломенское Дворцового павильона. В этот вечер Лидия Леонтьева украсила интерьер Павильона роскошными цветочными композициями на тему «Времена года», авторскими живописными полотнами и художественными фотографиями ландшафтных проектов, реализованных на территориях музея и выставочных площадках. В обрамлении цветов музейный интерьер ожил, здесь снова звучала музыка, возвращая гостей в галантный XIX век, в те далекие времена, когда Павильон планировался архитектором как чайный домик или домашний театр. В течение месяца все желающие могли посетить выставку, совместив созерцание замечательных полотен и фотографий с прогулкой по территории одного из красивейших заповедных мест Москвы.