Ландшафтная архитектура. Дизайн, 2009, №3

ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА: ГОРОД И ПРИРОДА

 

ГОРОД И ПРИРОДАИ. Воскресенский «Город и природа»

Вероятно, Эрнст Геккель – немецкий биолог, почти полтора столетия назад впервые определивший экологию как «науку, изучающую взаимоотношения живой и неживой природы», – не мог предположить, что изобретенный им термин «обрастет» многочисленными вариациями. От экологии клетки до экологии космоса, от экологии духа до экологии человека, продуктов питания, а также экологии культуры и архитектуры. И коль скоро мы говорим о человека как о высшем разуме, то и ответственность его за сохранение экологического равновесия должна присутствовать во всех сферах деятельности. А поскольку жилище и окружающая природа с древнейших времен стали первыми «опытными полигонами» человечества, на которых люди испытывали свои силы и знания, то архитекторов и всех специалистов ландшафтной индустрии можно считать изначально причастными к решению многих проблем, которыми характеризуется жизнедеятельность глобальной экосистемы.

«По законам человеческого разума» интервью с руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Л. А. Бочиным

С каждым годом увеличивается число экологических правонарушений. Это не только причиняет вред экономике города, но и подрывает сами биологические основы существования человека. Уверен, что проблемы соблюдения природоохранного законодательства в первую очередь связаны с общей низкой экологической культурой населения. Поэтому, наверное, в первую очередь оберегать окружающую среду следует от некоторых поступков и порой необдуманного поведения людей, потому что их действия – это чаще всего следствие экологической безграмотности. Решать эту задачу можно двумя способами — убеждением и принуждением. Убеждение основано на методичном и последовательном воспитании, обучении и просвещении жителей города. Далеко не все горожане относятся к природе бережно, и потому во многих случаях совершенно необходимо наряду с убеждением обратиться к правовым методам и через систему штрафов ужесточить наказания за нарушения в природоохранной сфере. Там, где не действуют убеждения, должен в полной мере применяться закон. Эту работу ведет служба государственного экологического контроля, которая является основным механизмом охраны окружающей среды в городе Москве.

В. Машинский – «И снова – о защите зеленых насаждений»

Необходимо, чтобы переработанный закон «О защите зеленых насаждений» действительно отвечал поставленным задачам, а не был бы сводом нелогичных и взаимоисключающих требований, побуждающих его исполнителей к столь же неадекватным действиям. Наша задача, пользуясь трибуной профессионального журнала, провести квалифицированный и аргументированный обмен мнениями в нашей собственной профессиональной среде. Главное – не критика, а выработка конструктивной политики, которая позволит нам реформировать устаревший закон и провести реорганизацию работы в области компенсационного озеленения.

Думаю, полезно было бы пригласить к этому разговору представителей московских властных структур, конкретно – специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды, а также юристов, архитекторов, инженеров-проектировщиков – всех, кто хочет работать по закону.

Московские паркостроители: замысел и воплощение

Непосредственно природно-рекреационными объектами, зонами отдыха,парковыми комплексами и реконструкциями исторических усадебных территорий в институте «Моспроект-4» занимается мастерская № 8, основанная в 1972 году как специализированное подразделение.

На творческом счету мастерской – такие значимые и знаковые для Москвы объекты, как Московский зоопарк и ЦПКиО имени Горького, Нескучный сад, ВДНХ, Лужники и Воробьёвы горы, парк Дружбы у Речного вокзала, сад «Эрмитаж», парк «Северное Тушино», пляжи в Серебряном Бору.

Среди объектов культуры наиболее известны реконструкции усадеб Кузьминки, Воронцово, Введенское, Останкино.

За последние пять лет коллективом мастерской разработаны и частично осуществлены такие объекты, как Марьинский парк, парк «Борисовские холмы» в Сабурово-Братеево, реконструкция Екатерининского парка, Мемориальный парк Героев Первой мировой войны и другие.

Д. Кавтарадзе – «От идеального города Леонардо да Винчи к экополису в России»

Урбанисты нужны для того, чтобы народно-хозяйственные, социально-экономические, геополитические планы, которые составляются на десятки лет вперед, были состоятельными в основных своих позициях. А быть таковыми они могут лишь при условии испытания их на модели. Таким образом, урбанистическое моделирование должно стать нормой и инструментом развития и городов, и общества в целом. И в данном контексте урбанистика – это свод представлений о тех закономерностях и правилах, по которым только и могут быть построены разнообразные архитектурно-ландшафтные ансамбли, удовлетворяющие важнейшему условию: экологической безопасности. И это принципиальная научная позиция: создание жизненной среды обитания человека – городов с низким экологическим риском.

А. Раппопорт – «Бочка Либиха»: откуда льется вода?»

Если изучать проблемы городских экосистем и зеленых насаждений, то окажется, что значительная их часть связана с неправильным пониманием того, что такое почва, и как она «живет и работает» в городе. Даже в самом центре мегаполиса то, что еще не запечатано асфальтом, и есть почва (кстати, под асфальтом и другими покрытиями тоже часто можно встретить почвы, они так и называются – погребенные). Конечно, эти почвы сильно изменены по сравнению с природными, но при этом они по-прежнему выполняют все присущие им функции. Еще удивительнее, что в таком городе, как Москва встречаются искусственно созданные почвы, которые по своим биологическим и химическим характеристикам значительно превосходят природные почвы Подмосковья и приближаются к «царю» почв – чернозему. Это почвы старых садов и парков, например, филиала Ботанического сада МГУ – Аптекарского огорода.

У нас в гостях журнал «Экология и жизнь»

Ходить в гости всегда приятно. Особенно к друзьям и коллегам. Да еще если повод для встречи позволяет поговорить на интересующую тему, которой занимаешься много лет. Поэтому, выражая признательность за приглашение, разрешите представиться. Журнал «Экология и жизнь» никак не назовешь старейшим – хотя бы потому, что нам всего 12 лет. Но одним из первых в этой области – несомненно. В гости принято ходить с подарками. Поэтому, получив приглашение от журнала «Ландшафтная архитектура. Дизайн» принять участие в номере, посвященном вопросам экологии, надо было хорошо подумать, какие материалы из нашего редакционного архива или портфеля могут оказаться интересными читателям дружественного издания. В результате мы хотим представить вам две публикации.

Е. Прокофьева – «Экологические приоритеты и социально-экономические инновации современных урбанистических процессов в Подмосковье»

Возможность сохранения естественной природной среды, благоприятной экологической обстановки в значительной мере обеспечивается за счет ландшафтного проектирования и архитектурно-ландшафтной организации территории загородных коттеджных поселков. Строительство на общественных территориях частных поселений энергоэффективных сооружений и зданий замкнутого цикла, а также использование новых альтернативных источников энергии решает многие экологические проблемы. Стеклянные атриумы, зимние сады и оранжереи являются в таких зданиях частью инженерной системы, помогая обеспечивать теплоизоляцию, вентиляцию, очистку сточных вод, достаточное количество дневного света.

Восстановлению и сохранению природной среды при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры, несомненно, способствуют приемы экологической архитектуры.

М. Игнатьева – «Аборигенные сады» – новая страница в природоохранной политике Новой Зеландии»

Чтобы привлечь внимание к существующему положению местной флоры, в ботаническом саду Крайстчерча студентами и преподавателями нашего университета была создана оригинальная экспозиция, своеобразное наглядное пособие по оздоровлению среды обитания. Ее целью явилась демонстрация моделей так называемых «самообеспечивающихся» или «самоподдерживающихся» садов, в которых были представлены исключительно местные растения. На трех небольших участках (15 м на 5 м каждый) показаны возможности создания различных по характеру малых садов, основанных на местной флоре и не менее привлекательных по сравнению с традиционными английскими садами. Кроме того, мы попытались наглядно убедить довольно консервативного новозеландского обывателя в экологической пользе и экономической выгоде подобных «аборигенных садов».

Г. Стюарт, К. Мерк, М. Игнатьева – «Городское проектирование с экологическими приоритетами»

Программа по природоохранному городскому проектированию и строительству в Новой Зеландии имеет одно очень существенное отличие по сравнению с другими экологическими программами: ее важнейшим компонентом стало сохранение естественного биологического разнообразия городских территорий. В течение последних 150 лет ландшафт страны претерпел значительные изменения, в связи с чем в города и поселки были интродуцированы тысячи видов растений и животных. Новая Зеландия стала приютом для значительно большего числа экзотических организмов, чем где-либо еще на земле, благодаря своему умеренному климату, обширным пространствам, особенностям местных экосистем и отсутствию контроля со стороны природоохранных органов.

С. Амурская – «Ecocert» – экологические зеленые зоны Парижа»

Сознавая всю важность роли зеленых зон в жизни горожан, вопросом улучшения экологического состояния зеленых территорий парижские власти занимаются давно и серьезно. Но только в прошлом году была проведена маркировка и выявлены объекты, где управление всеми видами деятельности является почти идеальным с экологической точки зрения. В соответствии с современной тенденцией внедрения экологического управления зелеными зонами, Париж первым из французских городов подверг направленному обследованию свои сады и парки с целью маркировки их как территорий природоохранного управления. В мае 2008 года 63 сада французской столицы маркированы как «Ecocert» – «экологическая зеленая зона», находящаяся под управлением природоохранных структур.

Воинская слава России

В 2008 году Министерство культуры Российской Федерации и Российский организационный комитет «Победа» провели открытый Всероссийский конкурс на лучший архитектурно-скульптурный проект стелы, устанавливаемой в городах, которым присвоено почетное звание «Город воинской славы». Из 10 представленных на конкурс проектов компетентное жюри, состоящее из представителей общественности и профессионального сообщества – художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, выбрало один. Это проект авторского коллектива в составе которого – архитекторы И.Н.Воскресенский и В.В. Перфильев и скульптор С.А. Щербаков.

Концепция и художественное решение цветочного оформления города

Мы продолжаем знакомить читателей с концептуальными разработками целевых городских программ по художественному оформлению столицы. Сегодня речь пойдет о цветочном оформлении. В соответствии с постановлением Правительства Москвы №959-ПП от 21 октября 2008 года «О мерах по совершенствованию организации работ по цветочному оформлению города Москвы» и в соответствии с техническим заданием специалисты ГУП «Моспроект-3» разработали Концепцию цветочного оформления. Ценность и новизна работы заключается в комплексных решениях, связанных с формированием и размещением цветников на общественных пространствах города с полным перечнем зон, а также разработка общего художественного решения цветочного оформления города.

Д. Васильченко – «IX смотр – конкурс на лучший проект благоустройства»

Легко ли организовать конкурс проектов? Казалось бы, все просто: собери работы, пригласи посетителей… Однако, кто хоть раз когда-нибудь сам организовывал подобные мероприятия, скажет: это очень сложный процесс.

Эта работа ведется практически круглый год. Вот уже девять лет ежегодный конкурс проводится в апреле, а подготовка к нему начинается с ранней осени. Регламентом предусмотрен целый ряд организационных мероприятий, начиная от создания оргкомитета и жюри, работы с участниками конкурса и заканчивая выпуском соответствующих распорядительных документов – ведь результаты конкурса фиксируются в официальных бумагах, требующих отдельного четкого оформления. Много времени занимают консультации и координация работы со всеми организаторами конкурса. Оргкомитетом ежегодно придумываются и вводятся различные новшества, позволяющие не только привлечь больше участников, но и сделать процесс отбора и оценки представленных работ максимально объективным и прозрачным.